Вопросы защиты прав потребителей являются в настоящее время достаточно актуальными.
Эти вопросы ежедневно затрагивают нас, т.к. каждый день мы покупаем  товары или являемся потребителем выполненных работ либо оказанных услуг.

Перечень споров, который может возникнуть в указанной сфере достаточно разнообразен.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы защиты прав потребителей являются Гражданский кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь  «О защите прав потребителей».

В Законе закреплено понятие потребителя, под которым понимается физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В случае, если возник спор, в котором лицо является потребителем, важным до обращения в суд является соблюдение досудебного порядка урегулирования возникшего спора. Законом «О защите прав потребителей» внесудебный порядок разрешения требований не предусмотрен, однако он определен Гражданским кодексом Республики Беларусь. В случае, если лицо обратится в суд без соблюдения досудебного порядка, ему будет отказано в возбуждении дела, а если дело возбуждено — то исковое заявление будет оставлено судом без рассмотрения.

Законом «О защите прав потребителей» различаются способы защиты прав потребителя при приобретении им товара и при выполнении ему работ (оказании услуг).

Так при реализации потребителю товара ненадлежащего качества потребитель имеет право потребовать:

— замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

— соразмерного уменьшения покупной цены товара;

— незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

— возмещения расходов по устранению недостатков товара.

Вместо указанных выше требований потребитель также имеет право расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Стоит обратить внимание, что отсутсвие у потребителя документа, подтверждающего приобретение товара (например, кассового чека), не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Требования, указанные выше, должны быть предъявлены в течение гарантийного срока или срока годности товара.

В случае  нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) потребитель вправе по своему выбору:

— назначить исполнителю новый срок;

— поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

— потребовать соразмерного уменьшения установленной цены за выполнение работы (оказание услуги);

— расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги).

Если потребитель обнаружит отступления от условий договора, которые ухудшили результат работы (услугу), или иные недостатки выполненной работы (оказанной услуги), то он вправе по своему выбору потребовать:

— безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

— соразмерного уменьшения установленной цены выполненной работы (оказанной услуги);

— безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги), если это возможно. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Стоит отметить, что если потребитель обнаружит отступления от условий договора, которые ухудшили результат работы (услугу), или иные недостатки выполненной работы (оказанной услуги), то требовать расторжения договора, как при приобретении им товара, потребитель  может только, если его заявленные им указанные выше требования не удовлетворены. Исключение составляет наличие существенных недостатков, обнаруженных в выполненной работе или оказанной услуге.

Способами защиты по указанным спорам являются также возмещение убытков, взыскание неустойки и компенсация морального вреда и т.д.

Если возникший спор Вы разрешить самостоятельно не можете, юридическую помощь Вам сможет оказать адвокат. В этом случае  Вы получите грамотную консультацию по действующему законодательству, будет составлена претензия или исковое заявление в суд в соответствии с требованиями Закона «О защите прав потребителей», будет осуществлено представительство интересов в суде и т.д.

Если Вам необходима устная консультация, разъяснения адвоката по недвижимости, составление искового заявления адвокатом по гражданским делам, представительство интересов адвокатом по жилищным делам, свяжитесь со мной удобным для Вас способом:
1. по телефону +375 29 3203145;
2. отправив сообщение в мессенджер (Вайбер, Вотсап, Телеграм) +375 29 3203145;
3. по электронной почте [email protected]

Практика адвоката по спорам о защите прав потребителей содержится на сайте адвоката Бычек Т.А.

5 1 оценить
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Оставить комментарийx
()
x
Наверх